4p_NIKITIN

АСИ представит новый рейтинг состояния инвестклимата в регионах. В этом году новые лидеры

От:
По оценкам экспертного сообщества, результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ позволяют не только измерить степень комфорта при ведении бизнеса, но и ответить на вопрос, почему, к примеру, в каком-то субъекте инвестор долго не задерживается.

«РГ» расспросила главу АСИ Андрея Никитина, каких результатов удалось добиться регионам в этом году, какие проблемы еще предстоит решить и как в целом обстоят дела с инвестиционной привлекательностью территорий.

Чем рейтинг этого года отличается от прошлого?

Андрей Никитин: Серьезных отличий в рейтингах нет. При этом я считаю, что одну из своих главных задач рейтинг уже выполнил — наша страна стала более-менее понятной и одинаковой с точки зрения административных процедур. Если вспомнить, в нашем первом рейтинге срок получения разрешения на строительство, например, колебался от 60 до 560 дней. Сейчас такого разрыва уже нет, все регионы сильно сократили эти сроки. И в связи с этим конкуренция между ними вырастет, хотя стоит признать, что пока Россия еще не избавилась от бюрократии. Однако уже важно то, что в результате предпринимателю, переезжая из региона в регион, не нужно заново изучать всю «бюрократическую историю».

И какие территории сегодня наиболее привлекательны для инвестиций?

АН: Прежде всего видно, что многие регионы за последний год проделали очень серьезную работу по повышению инвестиционной привлекательности. И безоговорочных лидеров с серьезным отрывом от других в этом рейтинге уже нет. Однако я бы в первую очередь выделил Приволжский федеральный округ. Количество регионов, которые серьезно работают с инвесторами, занимаются вопросами снижения административных барьеров, там довольно много. Сибирский федеральный округ тоже можно назвать передовым. Остальным еще есть над чем работать.

Рейтинг оценивает ситуацию в регионах по 44 показателям. Есть из них те, которые имеют больший вес?

АН: Все показатели имеют примерно одинаковый вес для рейтинга. Рейтинг рассчитывается по 4 группам показателей. При этом пока нельзя говорить о том, какие из показателей будут меняться. После публикации рейтинг начнется долгий разговор с регионами, которым, конечно, интересно, почему у них подсчитано так, а не иначе. И корректировки методологии и показателей могут быть только после таких консультаций. Скорее всего, к августу-сентябрю и, может быть, даже к октябрю. Гораздо интересней, как поведут себя те показатели, которые вне рейтинга. Это, например, подключение к газовым сетям. Подключение к коммунальным сетям тоже очень волнует малый бизнес. Отдельно мы попытались посмотреть на то, как инструменты поддержки малого бизнеса работают в моногородах. Понятно, что в центральных регионах инструменты работают проще. А вот интересно, как в небольшом городе бизнесмен может ими воспользоваться.

Безоговорочных лидеров с серьезным отрывом от других в этом рейтинге уже нет. В лидерах Приволжский и Сибирский федеральные округа

Какие выводы были сделаны из предыдущего рейтинга? В чем регионы подтянулись и какие моменты упущены?

АН: Самое главное все-таки не рейтинг, а изучение лучших практик. Мы описываем их с точки зрения решений, которые принимал субъект, какие законы были приняты. Другие регионы могут со всем этим ознакомиться, в результате получается своеобразная шпаргалка — что нужно и можно сделать у себя, чтобы сократить количество бюрократических процедур.

Чего бы мне больше хотелось, так это реализации поручений президента Владимира Путина по внедрению проектного управления. Простой пример: инженеры могут своими техническими терминами описывать работу двигателя. А нам просто важно, чтобы машина ехала. Так же и с чиновниками. Все барьеры, законы, постановления — это по большому счету внутренние вопросы. Для предпринимателя важнее, как быстро и насколько легко он может воспользоваться сервисами государства.

Между тем: В 2015 году регионами-лидерами Национального рейтинга АСИ состояния инвестиционного климата в субъектах РФ были Республика Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская области

Проектное управление позволяет правильно поставить цель. Которая не в том, чтобы принять закон, а в том, чтобы «один раз подал заявку в электронном виде и через несколько дней получил ответ». И никуда больше не обращался. К сожалению, не многие регионы по нашей оценке смогли это поручение президента реально выполнить. Формально все создали у себя проектные офисы, но реальных дел в них не происходит. Очень важным будет то, как регионы, реально внедрившие у себя проектное управление, реально помогают бизнесу.

А что конкретно нужно сделать региону, чтобы его позиции в рейтинге стабильно росли?

АН: Есть два направления, в которых нужно работать. Первое — для того, чтобы регион был инвестиционно привлекательным, он должен понимать, как развивается бизнес на его территории, какие перед бизнесом стоят задачи. И что регион может сделать такого, чтобы бизнес развивался быстрей, больше платил налогов, создавал рабочих мест. Таким образом, первое главное условие — прямая коммуникация с бизнесом. Нужно больше слушать деловые объединения: «Опору России», «Деловую Россию», Торгово-промышленную палату, именно они — голос бизнеса. И здесь есть очень важный нюанс. Мы же смотрим не только на крупный и средний бизнес, но и на малый. А он, как правило, взаимодействует с муниципальными чиновниками. И, к сожалению, основная некомпетентность, бюрократия и волокита происходят на этом уровне. Второе условие — ставить перед собой более амбициозные цели. Мне очень нравится пример Республики Татарстан, которая сравнивает себя не с соседями, а с более комфортными со всех точек зрения мировыми юрисдикциями. У тех, кто «подглядывает» у соседа, вряд ли что-то получится быстро и правильно.

Важно: Участники региональных инвестиционных проектов смогут рассчитывать на налоговые льготы. Приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Главное нововведение: регионам разрешается снижать ставку налога на прибыль для инвесторов, которые в течение 3 лет вложили в производство товаров от 50 до 500 млн рублей или в течение 5 лет — более 500 млн.
Подробнее РГ

Комментарии закрыты